Как менялась Неделя моды в Нью-Йорке

Со времен Второй мировой до наших дней
Как менялась Неделя моды в НьюЙорке

Совсем скоро, 6 сентября, стартует очередной марафон Недель моды, который по традиции начнется с Нью-Йорка. Первой по очереди среди «большой четверки» модных столиц нью-йоркская Неделя моды стала не так давно, в 1998 году, когда Хельмут Ланг решил показать свою коллекцию в сентябре, а не в ноябре, как было до этого. Его примеру последовали и другие дизайнеры. C тех пор Нью-Йорк дважды в год открывает «модный месяц». Однако история этого модного мероприятия началась гораздо раньше, в период Второй мировой войны.

Показ в Нью-Йорке, 1953

Неделя моды в Нью-Йорке. Начало

Элинор Ламберт — женщина, которой Неделя моды в Нью-Йорке обязана своим существованием. Она родилась в Индиане, изучала скульптуру в Индианаполисе и Чикаго, а в 1925 году перебралась в Нью-Йорк, где и начала свой путь на вершину модного олимпа. Сперва Ламберт громко заявила о себе в арт-индустрии: в 1941 году она участвовала в запуске нью-йоркского Института одежды, а в 1943-м придумала уникальное в то время мероприятие — Неделю для прессы. До того как Франция вступила во Вторую мировую войну, Париж был эпицентром мира моды — туда стекались байеры и журналисты, чтобы первыми увидеть новые коллекции лучших кутюрье. Французская столица задавала тренды, а американские дизайнеры при первой возможности копировали коллекции своих более авторитетных коллег. Но когда Париж оказался под гнетом немецких оккупантов, по злой иронии судьбы для американской модной индустрии наконец пробил звездный час.

Элинор Ламберт, 1963

Идея Ламберт была до гениальности проста. По ее задумке, Неделя для прессы должна была проводиться в одной специально отведенной локации — отеле The Plaza. Посетить ее могли не только нью-йоркские журналисты, но и их коллеги из более удаленных уголков Америки. Важно, что доступ к мероприятию имели только представители прессы. Чтобы посмотреть новые коллекции в шоуруме, байерам приходилось запрашивать у дизайнеров отдельное разрешение. План Ламберт сработал безупречно. Наконец к местным талантам из мира моды стали относиться серьезно, и американские дизайнеры, в числе которых были Клэр Маккарделл, Хэтти Карнеги и Норман Норелл, удостоились публикаций в таких журналах, как Vogue и Harper’s Bazaar. В 1945-м другая деятельная дама по имени Рут Финли запустила The Fashion Calendar — ресурс, который следил за тем, чтобы тайминги показов участников не накладывались друг на друга, а заодно предоставлял всем гостям полное расписание шоу. На этой позиции Финли проработала почти 70 лет.

Рут Финли, 1940-е

Как развивалась Неделя моды в Нью-Йорке

На протяжении следующих десятилетий плотный список показов Недели для прессы помог Америке закрепить свои позиции в индустрии. Во многом благодаря инновационным идеям Ламберт сегодня весь мир знает, кто такие Оскар де ла Рента и Ральф Лорен. Шли годы, менялись не только тренды, но и актуальная повестка, а вместе с ней — формат модных показов. Концепция проведения всех шоу в одном месте начала изживать себя: каждый дизайнер стремился выбрать для демонстрации своей коллекции уникальную локацию. Поначалу их фантазия ограничивалась универмагами и шоурумами, но с каждым сезоном ставки росли, и организация показов в ночных клубах, лофтах и галереях стала обычным делом.

Oscar de la Renta, 1986

Ламберт не собиралась уходить на покой — в 1962 году она основала CFDA, Совет модных дизайнеров Америки. Это помогло укрепить позиции американской модной индустрии как с культурной, так и с финансовой точки зрения. Шоу становились все лучше и грандиознее. 1970-е были для местных дизайнеров золотой эпохой: достаточно вспомнить мероприятия протеже Ламберт — Роя Халстона, завсегдатаями которых были знаменитости вроде Бьянки Джаггер и Лайзы Миннелли (Энди Уорхол и вовсе называл их «формой искусства 1970-х»), или успех Дианы фон Фюрстенберг с ее платьями с запахом. Эстафету подхватили 1980-е с их одержимостью музыкальной индустрией (эпатажные показы Бетси Джонсон тому пример) и вещами с объемными плечами (в 1985 году Донна Каран показала свою коллекцию Seven Easy Pieces, которую нарекли униформой современных карьеристок).

Франсуаза де ла Ланглейд, Энди Уорхол, Бьянка Джаггер и Стив Рубелл на показе Halston, 1978

Переломный момент

К началу 1990-х создалось ощущение, что байеры и журналисты устали от нью-йоркской Недели моды. Шоу проходили в удаленных друг от друга локациях, и, чтобы успеть посмотреть их все, гостям приходилось перемещаться по городу в бешеном темпе. Апогей случился в 1991 году, когда на одном из показов Michael Kors в зале обрушился потолок — обломки пластика и пыли буквально покрыли головы всех присутствующих (среди которых была, конечно, и Сьюзи Менкес). Этот инцидент вкупе с постоянными жалобами журналистов (бывали истории и с застрявшими лифтами, и с отключением электричества) заставили тогдашнего исполнительного директора CFDA Ферн Маллис взять Неделю моды под свой контроль. Первым делом она вновь объединила все главные показы под одной крышей — в двух тентах, специально установленных в Брайант-парке.

Сьюзи Менкес на показе Michael Kors осень-зима 1991

В 1990-е нью-йоркская Неделя моды была довольно богата на события: Марк Джейкобс показал свою одиозную гранжевую коллекцию весна-лето 1993 для Perry Ellis, а Кейт Мосс, став лицом Calvin Klein, начала регулярно участвовать в шоу бренда. Это было время, когда знаменитости вроде Джулии Робертс, Леонардо ДиКаприо, Дрю Бэрримор и Мэрайи Кэри внезапно заполонили первые ряды модных показов. Переместившись в Брайант-парк, Неделя моды получила серьезные перспективы коммерческого сотрудничества, и в конце 1990-х мероприятие было переименовано в Mercedes-Benz Fashion Week.

Кейт Мосс на показе Calvin Klein весна-лето 1993

Что происходит с Неделей моды в Нью-Йорке сейчас

На изломе столетия перед дизайнерами открылись новые возможности, которые порой влекли за собой и новые трудности. Например, в 1999 году Александру Маккуину пришлось проводить свой дебютный нью-йоркский показ во время страшного урагана. В 2001-м впервые в истории все шоу были отменены — причиной тому послужили события 9 сентября. Расписание Недели моды до сих пор формируется так, чтобы не выпасть на значимые для нации годовщины трагедий. В то же время первое десятилетие нулевых подарило нам целую плеяду молодых брендов, таких как Rodarte, Thakoon, Jason Wu, Prabal Gurung и Alexander Wang, которые впоследствии стали важными игроками индустрии.

Alexander McQueen весна-лето 1999

Бум культуры стритстайла и модных блогеров также оказал большое влияние на саму суть Недели моды: отныне все пристально следят не только за происходящим на подиумах, но и за гостями шоу — настоящими или только делающими вид. Десятки фотографов пошли по стопам Билла Каннингема, а на авансцену вышли персонажи вроде Тави Гевинсон и Брайана Боя. Изменения коснулись и места проведения Недели моды. К 2010 году в ее расписании насчитывалось почти 300 показов — для мероприятия такого масштаба больше подходил вместительный Линкольн-центр. Впрочем, радоваться пришлось недолго: через четыре года группа активистов подала в суд штата Нью-Йорк иск о прекращении мероприятий в этом районе, так как, по их словам, они «неблагоприятно влияли на расположенный по соседству Дамрош-парк».

Тайлинн Нгуйен на Неделе моды в Нью-Йорке, 2019

Сейчас главной локацией Недели моды считается павильон Spring Studios в районе Трайбека, однако все больше дизайнеров проводят свои презентации и инсталляции вне официальной площадки. Платья-шары из рюшей Tomo Koizumi, Pyer Moss и их смелые высказывания на острые культурологические темы, эксперименты с текстилем Eckhaus Latta — кто бы что ни говорил, но нью-йоркская Неделя моды по-прежнему стоит внимания.

Tomo Koizumi осень-зима 2019

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.